Конспект занятия по развитию речи в младшей
группе по сказке К.И. Чуковского "Муха-Цокотуха"
Плюта Маргорита Викторовна
Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие, развивать связную речь.Задачи:
Социально-коммуникативное развитие
- Создавать положительное эмоциональное настроение.
- Воспитывать позитивное отношение к себе и окружающим сверстникам.
- Формировать умение слушать фрагменты знакомого художественного произведения (сказка К.Чуковского «Муха-Цокотуха»).
- Вовлекать детей в разговор по содержанию литературного произведения.
- Формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него.
- Расширять и активизировать словарный запас детей на основе содержания литературного произведения.
- Формировать правильное речевое дыхание.
- Развивать слуховое восприятия, слуховую память.
- Способствовать формированию познавательного интереса.
- Развивать художественное восприятие и эстетический вкус.
- Развивать чувство ритма, формировать умение играть на музыкальных инструментах.
- Развивать мелкую моторику кистей рук.
- Ширма.
- Посуда (2 чашки, 2 блюдца, 2 чайные ложки, самовар).
- Картинки по содержанию сказки.
- Сундучок.
- Шапочки-насекомые.
- Игрушка Муха-Цокотуха.
- Колокольчик.
- Музыкальные инструменты.
- Выставка книг К. Чуковского.
Предварительная работа:
- Чтение сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха».
- Использование дидактических игр по развитию фонематического слуха в совместной деятельности.
Ход занятия
Круг друзей (дети сидят в круге, взявшись за руки):
Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Крепче за руки возьмемся –
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем, друг друга и скажем добрые пожелания (передают мяч друг другу): «Здравствуй … Я тебе дарю…» (улыбку, добро, радость, хорошее настроение и т.д.)
Как сразу стало теплее от улыбок, от нашего хорошего настроения.
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю отправиться в сказку. Вы согласны? В какую же сказку нас сегодня приглашает сундучок. Не будем терять времени и откроем его.
(Воспитатель открывает сундучок, достает картинки с изображением самовара и монеток).
Воспитатель: Как вы думаете, из какой сказки эти предметы? (ответы детей «Муха-Цокотуха»)
Назовите героев этой сказки (дети называют). Герои сказки – насекомые, и когда я хлопну в ладоши, мы сможем в них превратиться (звучит волшебная музыка, достают из сундучка шапочки, надевают их и поворачиваются вокруг себя).
Скажите мне, кто из вас в кого превратился.
Дети. Я – комар, я – кузнечик, я – жук…(дети садятся на стульчики)
Воспитатель: С чего начинается сказка?
«Муха, Муха –Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар»
Воспитатель: А что сделала Муха-Цокотуха дальше? (достает картинку из сундучка)
Стала всех в гости приглашать.
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу».
Поможем Мухе-Цокотухе стол накрыть?
Проводится дидактическая игра «Накрываем стол».
Воспитатель: Для этого нужно внимательно послушать звон посуды (демонстрирует звон чашек, блюдец, ложек). Закройте глаза, и внимательно слушайте. Поставим посуду в той последовательности, в какой услышите ее звон (дети выполняют задание).
Воспитатель. А я поставлю на стол самовар (дети садятся за стол).
«Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки —
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!»
Всех гостей Муха-Цокотуха пригласила на чай! Чай в чашке очень горячий, подуйте на него.
(Игра для развития речевого дыхания «Горячий чай»).
Воспитатель: Гости дарили Мухе подарки. А какие подарки ей подарили?
Дети: Сапожки, мёд.
Воспитатель: Как про это говорится в сказке?:
«Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застёжки золотые.
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Мёду принесла…»
Воспитатель: Как вы думаете, какое настроение было у Мухи-Цокотухи и её гостей?
Дети: Весёлое, радостное, праздничное.
Воспитатель: Бедная Муха-Цокотуха зовёт на помощь…
Воспитатель: Что же произошло? (ответы детей)
Воспитатель: Да, правильно появился паучок. (Воспитатель достает из сундучка картинку)
Воспитатель: Как об этом говориться в сказке?
«Вдруг какой-то старичок Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок»
Пальчиковая гимнастика.
Ук-ук-ук появился вдруг паук (сжимают и разжимают пальцы)
Ка-ка-ка все боятся паука (потирают ладоши друг о друга)
Ок-ок-ок паук муху поволок (скользящие движения ладонями)
Ка-ка-ка прогоните паука (шлепки ладонями по коленкам)
(дети повторяют слова хором и выполняют движения).
Подвижная игра «Паук».
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Паук». Один из вас будет «пауком», он должен с закрытыми глазами поймать «насекомое», над которым звенит колокольчик. А теперь громко похлопаем в ладоши и прогоним паука.
Воспитатель: А кто же победил паука и спас муху? (ответы детей)
(Воспитатель под музыку достает из сундучка картинку)
Воспитатель: Вот и спас Комарик Муху.
«Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! бом! бом! бом!
Пляшет Муха с Комаром»
Ритмическая игра с музыкальными инструментами.
Воспитатель: А наше путешествие по сказке подошло к концу. Я хлопну в ладоши, вы повернетесь вокруг себя и снова станете мальчиками и девочками (дети снимают шапочки )
Воспитатель. Ребята, вам понравилось быть гостями у Мухи-Цокотухи? (ответы детей).
Спасибо сундучку за сказку.
Рефлексия
-Понравилась ли сказка?
- На какого героя из этой сказки вы хотели быть похожи?
Воспитатель приглашает детей посмотреть выставку книг К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха» с иллюстрациями разных художников.